Птицей года 2022-го года решением Союза охраны птиц России стал домовый воробей. Ему принадлежит сразу два рекорда. Во-первых, это самый многочисленный вид из 9700 видов птиц (92% мирового разнообразия), а во-вторых, он продемонстрировал самое большое сокращение популяции в Европе: количество домовых воробьёв снизилось за 1980-2017 гг. на 246,7 млн. Депрессия затронула практически все группы популяций: аборигенные и интродуцированные, оседлые и мигрирующие.
В 2000 г. редакция британской газеты The Independent пообещала 5000 фунтов стерлингов тому, кто разгадает загадку повсеместного исчезновения домового воробья. В 2008 г. премия была присуждена доктору Кейт Винсент из Университета Де Монфора (Англия) и нескольким её коллегам, которые связали это с падением численности насекомых. Позднее в ходе исследования лондонских воробьёв была выявлена ещё одна причина – птичья малярия.
Не стоит сбрасывать со счетов и деятельность хищников. По данным Британской лиги защиты кошек в 2004 г. здесь проживало примерно 7,5 млн домашних кошек, а с учётом бесхозных животных кошачье население на Британских островах насчитывало около 9 млн. К тому же отказ от использования хлорорганических пестицидов в сельском хозяйстве, благоприятно сказался на численности ястреба-перепелятника – главного природного врага домового воробья.
Заслуживает внимания и мнение о том, что падение численности объясняется недостатком мест для устройства гнёзд. Чтобы высидеть кладку и выкормить птенцов пара воробьёв нуждается в надежном закрытом убежище. В домах старой застройки таких убежищ всегда было вдоволь. Современные городские здания лишены таких удобств, поэтому поиски подходящих для гнездования укрытий становятся действительно очень непростым делом.
А как обстоит дело с домовым воробьём в России? Имеющиеся данные также свидетельствуют о падении численности. Например, в Москве по сравнению с семидесятыми годами прошлого века численность воробьёв в районах московских пятиэтажек к началу нынешнего столетия снизилась в четыре раза! Похоже, что московские воробьи разделили судьбу лондонских, варшавских и многих других популяций, численность которых за минувшие полвека резко упала. Что касается всех прочих российских городов, то сведений о числе воробьёв «на сегодняшний день» практически нет.
Corey T. Callaghan, Shinichi Nakagawa, William K. Cornwell. Global abundance estimates for 9,700 bird species. Fiona Burns, Mark A. Eaton, Ian J. Burfield, Alena Klvaňová, Eva Šilarová, Anna Staneva, Richard D. Gregory. Abundance decline in the avifauna of the European Union reveals global similarities in biodiversity change: Input datasets & species results. Иваницкий В.В., Марова И.М. Домовый воробей: https://vk.com/rbcu1993?w=wall-15839402_33610