Обед. Святое время и для пахаря, и для воина, и для "офисного планктона". С некоторых пор, а именно - с тех, когда наша контора переехала в лес, я приохотился в обеденные перерывы выходить во двор с фотиком, в надежде поймать в объектив что-нибудь интересненькое. Вот и сейчас, наскоро перекусив, я схватил камеру и вышел на свежий воздух - совершить послеобеденный моцион. Конечно, июльский полдень - не лучшее время для макросъёмки: жёсткий прямой солнечный свет, жара, чрезмерно активные насекомые… Но и в таких условиях можно получить неплохие снимки, ежели умеючи… Кроме того, некоторых насекомых, чья активность особенно зависит от света и тепла, можно снять почти исключительно в это время. О них и пойдёт речь ниже. Лужайка перед фасадом здания - стерильно-причёсанная, с чахлыми саженцами пихты, ели и туи - с макрофотографической точки зрения (как, впрочем, и с эстетической, но это уже дело вкуса) интереса не представляет. Зато "задворки", куда не достаёт шнур электрической газонокосилки, радуют глаз буйством сорно-рудеральной растительности. В жаркий летний полдень макроживность бегает, ползает и порхает здесь толпами. И есть на этом пустыре одно местечко - крохотный клочок земли, не занятый растительностью. Когда-то здесь, вероятно, лежала куча песка, привезённого для строительства. Сейчас на этом маленьком песчаном пляжике обосновались любители таких биотопов - хищные жуки скакуны. Они резво снуют туда-сюда в поисках добычи, разлетаясь из-под моих ног как брызги. Я присматриваюсь: не попадётся ли среди наших обычных межняков (Cicindela hybrida) более редкий скакун полевой (C. campestris) или ещё более редкий германский (С. germanica). И тут моё внимание привлекают крупные желтые осы, летающие на бреющем полёте над "пляжем". Раньше мне их встречать не приходилось, но я сразу с трепетом и восторгом узнаю бембекса носатого (Bembex rostrata). Давно мечтал увидеть этого нашего краснокнижника, но не ожидал, что он обитает прямо у меня под носом! Я, конечно, сразу на коленки - отыскивать норку. Её бембекс делает в сыпучем песке, поэтому всякий раз ему приходится откапывать вход заново:
Бембекс роет землю как заправский терьер, песчинки пулей летят из-под ног Всего на этом крохотном клочке земли размерами едва ли 5 на 5 м нахожу около 9 норок бембекса. Мечтаю увидеть осу с её добычей - какой-нибудь мухой, но в этот раз не везёт, все осы прилетают к своим норкам "порожняком". "Ну", думаю, - "если здесь есть бембексы, то должны быть и другие", менее редкие, но не менее интересные роющие осы. Почти сразу моё предположение оправдывается появлением в поле моего зрения стройной, если не сказать тощей, долговязой осы, которая, несмотря на свое хлипкое на вид телосложение, без особого труда волочит по земле огромную тушу парализованной гусеницы. Вот так удача! Аммофила (Ammophila sabulosa) с добычей! Это нельзя упустить!... Большинство ос-парализаторов (Sphecidae, Pompilidae) отличается холерическим темпераментом: ни секунды не сидят на месте, тело их постоянно трепещет, вероятно от избытка энергии, или от перевозбуждения (работёнка-то у них та ещё, нервная!). В отличие от складчатокрылых общественных ос (Vespidae), эти "убийцы" совершенно не агрессивны по отношению к человеку, даже наоборот, пугливы до крайности. Поэтому снимать их очень сложно (читай - интересно). …Ползу на коленках параллельно курсу осы, непрерывно щёлкая. Делаю неосторожное движение - и насекомое, бросая ношу, шарахается в сторону, но, к счастью, вскоре возвращается. А я в её отсутствие успеваю кое-как подготовить сцену: убрать лишние травинки, поправить гусеничку, выбрать ракурс… Ну, теперь я уже почти уверен, что аммофила и бембекс - не единственные обитатели "пляжа". Поднимаюсь на ноги, уже целенаправленно ищу глазами то, что хотел бы увидеть. И нахожу! Две мелкие дорожные осы волоком тащат каждая в свою норку небольших пауков. Они ещё более нервные, чем аммофила… …вдуматься, подготовить сцену, выстроить кадр, освещение - какое там! Дисплей то и дело демонстрирует пустоту, которую фотик запечатлел на том месте, где за долю секунды до этого было насекомое-ракета. А если и успеваешь что-то заснять, то качество, мягко говоря, не радует…
И всё-таки, какой день! Открытие за открытием! Удивительно, как это раньше я не замечал этого чудесного места! Церцерис (Cerceris) поймала долгоносика и присела на травинку отдохнуть...
теперь жука нужно дотащить до норки, которая обычно прячется под кустиком травы
А это Batozonellus lacerticida (специализируется на пауках). Впрочем, его я снимал уже вечером, днём он просто неуловим!
Так получилось, что роющие и дорожные осы у меня с некоторых пор прочно ассоциируются с именем французского энтомолога, школьного учителя Ж.А. Фабра. Именно его "Нравы насекомых" (первый том которых, как раз и начинается со сфецид), написанные в лёгкой, увлекательной манере, произвели на меня когда-то неизгладимое впечатление. Поэтому в голове как-то само собой родилось название для этого маленького песчаного рая - "Заповедник Фабра".
Паразитические мухи из семейств Bombyliidae и Tachinidae крутятся возле норок: осам нужно быть настороже Смотрю на часы - обед давно закончился, пора в кабинет, на работу. Хотя толку от меня сегодня всё равно уже не будет - не смогу сосредоточиться, голова переполнена впечатлениями и восторгами. Уже знаю, куда я пойду после обеда завтра
|