У многих имя И. И. Шишкина (1832-1898) ассоциируется либо с конфетами «Мишки в лесу», либо с картиной «Утро в сосновом бору» (1889). Современники же, прежде всего, ценили его, как непревзойдённого рисовальщика и гравёра, одновременно признавая заслуги в живописи и глубокие познания леса. До наших дней сохранилось 68 литографий, 15 цинкографических работ и около сотни его офортов.
Первый оттиск. Портрет И. И. Шишкина (1891). Мясоедов Г. Г.
Шишкин исполнил 112 офортов, 68 литографий и 15 цинкографий. Его гравюры выходили отдельными работами, альбомами, в составе сборников, в качестве приложений к журналам «Пчела», «Свет» и «Нива», а также служили иллюстрациями к книгам.
Изображение в искусстве гравюры получается в результате оттиска на бумагу с печатной формы. Одна из главных особенностей - оригинальным произведением является не награвированная художником печатная форма, а оттиск (эстамп).
Первый офорт* Шишкина - «Горная дорога» был сделан в 1853 г., в годы учёбы в Московском училище живописи и ваяния (1852-1856). Тогда же появился интерес к литографии**. А позднее с целью поиска более дешёвого способа печати художник первым в России начал экспериментировать с цинкографией***. Однако успехи в фототипии**** сделали дальнейшие изыскания в этом направлении лишними.
*Офорт – разновидность техники углублённой печати. Для получения оттиска металлическую доску покрывали слоем лака, по которому художник рисовал иглой, процарапывая лак и обнажая поверхность доски. Затем доска протравливалась кислотой, воздействующей на металл лишь в местах, свободных от лака. Этот род гравюры требует от художника умения хорошо рисовать пером и мокрой тушью.
**Литография - разновидность печатной графики, основанная на технике плоской печати, при которой типографская краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический процесс, подразумевающий получение оттиска с поверхности специального литографского камня, который благодаря соответствующей обработке приобретает свойство на отдельных участках принимать специальную краску, а на других отталкивать.
***Цинкография - фотомеханический процесс, предназначенный для изготовления типографских клише и печати с них полутоновых изображений методом высокой печати. Название технология получила из-за того, что в качестве материала для клише чаще всего использовался цинк, обладающий хорошей тиражеустойчивостью. Из-за относительной простоты цинкография широко применялась в газетной полиграфии, допускающей невысокое качество изображения.
****Фототипия - фотомеханический процесс, предназначенный для получения типографского клише и тиражирования высококачественных полутоновых изображений методом плоской печати.
Над первым альбомом литографий Шишкин начал работать в Академии художеств (1856-1860) в Петербурге вместе с друзьями А. В. Гине и П. П. Джогиным в 1858 г. Они собирались издать альбом литографий со своих летних натурных рисунков и этюдов. Шишкин писал:
Таких изданий у нас ещё нет, а пользуются заграничными. Но в этом мы чувствуем уже силу, что можем сравняться.
По словам А. Т. Комаровой, Иван Иванович первым начал рисовать так называемым чёрным типографским карандашом по камню, а белые места выскребал ножом. За эти первые литографии ножом он в 1895 г. получил Большую золотую медаль на выставке печатного дела. Альбом, за исключением нескольких превосходных работ, так и не вышел в свет, несмотря на протекцию конференц-секретаря Академии Ф. Ф. Львова и помощь Стахеева. Однако для художника это был бесценный опыт, который помог в дальнейшем. Шишкин в 1861 г. опубликовал три литографии в «Русском художественном альбоме» и выступил как иллюстратор, исполнив литографии к книге А.В. Вышеславцева «Очерки пером и карандашом из кругосветного путешествия в 1857, 1858, 1859, 1860 годах».
Технику офорта Шишкин изучил глубже в 1863 г. в Цюрихе в мастерской художника Р. Коллера во время своей заграничной стажировки. В 1865 г. Иван Иванович окончательно осел в Петербурге и сблизился с Артелью художников: посещал устраиваемые здесь «четверги». В 1869 г. вместе с другими живописцами участвовал в издании литографированного альбома «Художественный автограф» (1869-1870). В то же время слушал лекции А. И. Сомова об офорте. Позднее небольшая мастерская, в которой работали художники, стала основой Общества русских аквафортистов (1871-1874). Шишкин стал одним из его учредителей и благодаря своим знаниям и таланту рисовальщика помогал своим соратникам. В 1871 г. он первым в России создал офорт большого формата.
Титульный лист альбома «Гравюры на меди крепкой водкой И.И. Шишкина»
Первый альбом литографий Шишкина, состоявший из 6-ти работ, «Этюды с натуры пером на камне» вышел в 1868 г. В мае 1873 г. увидел свет его первый альбом офортов «Гравюры на меди крепкой водкой И.И. Шишкина», выпущенный в качестве премии Императорским обществом поощрения художеств (ОПХ). В 1885 г. вышел «Перечень печатных листов И. И. Шишкина», который составил А. Е. Пальчиков. В каталог вошли не только офорты и литографии, печатавшиеся как отдельными листами, так и в виде альбомов, но и гравированные листы, входившие в качестве иллюстраций в различные издания, а также и опыты художника в цинкографии. Следующие две папки «25 гравюр на меди И. И. Шишкина» и «Офорты И. И. Шишкина 1885 -1886» (издание А. Е. Пальчикова) были изданы в 1878 и в 1886 гг. соответственно. В 1894 г. Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркс выпустило ретроспективный альбом «60 офортов И.И.Шишкина 1870-1892», в который вошли все авторские репринты из предыдущих альбомов и 19 новых композиций, созданных специально для этого издания.
Для большинства художников того времени офорт был только средством репродуцирования живописи. Техника офорта, требовавшая от художника трудолюбия, серьёзных навыков и затрат времени и тем отталкивавшая других живописцев, вполне отвечала характеру Шишкина. Офорт был для него лабораторией, позволявшей широко экспериментировать с выразительными средствами рисунка. Используя травлёный штрих, он нередко потом дополнял изображение на печатной форме новыми деталями методом сухой иглы, без кислотного травления. На офортной доске он рисовал краской, при необходимости делал дополнительное травление в отдельных местах. Для тонирования участков доски Шишкин использовал рулетку с разной формы насечками, оставлявшими на лаке точечный или штриховой рисунок, а также обращался к технике пропечатывания с использованием фактурной ткани, которая прокатывалась вместе с доской в офортном станке. Свои неординарные опыты художник проверял во множестве пробных оттисков. Ещё одной характерной чертой Шишкина было то, что он не только создавал композицию, многократно перерабатывал доски и печатал пробные оттиски, но и, в отличие от многих предшественников, собственными руками печатал основной тираж своих гравюр и литографий.
Одно время, с целью найти способ размножения своих композиций, который соединял бы в себе достоинства офорта с дешевизной, Шишкин предпринял ряд опытов с автоцинкографией (так называемый выпуклый офорт). Более двух десятков работ были созданы в этой технике специально в качестве приложений к журналам «Пчела», «Свет» и «Нива». Уступая во многом настоящим офортным гравюрам, они тем не менее очень интересны, потому что в них является художник самолично, а не в истолковании ксилографа.
В 1883 г. А. И. Беггров заказал Шишкину серию станковых рисунков углём, а позднее выпускает альбомы «И. И. Шишкин. Рисунки углём, воспроизведённые способом фототипии» Серия I и Серия II (1884, 1885).
Всего Иван Иванович издал 4 альбома офортов. Стремление к передаче тональных отношений, использование пятна с линейно-штриховой структурой рисунка побудили его обратиться к приёмам акватинты, а в середине 1880-х гг. - к мягкому лаку. Он широко использовал его, воспроизводя эффекты рисунка карандашом с применением растушки. Мягкий лак давал возможность передавать глубину и бархатистость тонов, сложные, импрессионистические состояния природы и трудноуловимые ощущения, например, солнечный свет в листве.
Офорты И. И. Шишкина. 1885-1886
Альбом «Офорты И.И. Шишкина. 1885-1886» художник рассматривал
как прекрасное средство пропаганды русского реалистического искусства в самых отдалённых местах России и формирования эстетического вкуса у заинтересованных искусством людей.
Он состоял из 26 абсолютно новых произведений (титульного листа и двадцати пяти офортов). Покровителем издания выступил столоначальник Петербургского лесного департамента А. Е. Пальчиков - уроженец Казани, любитель леса и картин Шишкина, в котором он видел земляка. Альбом был предназначен для показа на выставке. Предполагалось его печатать в гравировальной мастерской Академии художеств, где над ним трудился опытный мастер Келенбенц. Но 70-летний печатник не выдержал напряжённой работы и заболел.
Немедленно Шишкин сделал себе передник, надел нарукавники, натёр краски и принялся печатать сам, в своём кабинете, на своём маленьком станочке. В 2-3 дня всё было окончено. Художник не только печатал листы, но и варьировал их до бесконечности – рисовал на доске краской, клал новые тени, делал другие пятна, звёзды, лунные блики и проч.
Для каждого сюжета Шишкин искал особую технику, иногда сочетал различные приёмы, умело употреблял различные подкладки (бумагу, батист, бархат, шёлк), достигая тем самым большого разнообразия и глубины тонов. Поэтому издание было дорогим и стоило 100 рублей (самое дешёвое издание - 25 руб.). Продажа тиража принесла Шишкину прибыль, и он нанял для переиздания неизвестного печатника, который воспроизвёл доски вновь.
Муравейник
Часть оттисков первого тиража альбома «Офорты И.И. Шишкина. 1885-1886» была выполнена на сероватом или кремовом атласе, как например, «Муравейник» (1885). На поверхности, отражающей свет, рисунок становился более объёмным, почти иллюзионистическим. Особенно эффектно, что серебристая поверхность имеет сходство с металлической доской. Муравейник» поражает виртуозностью каждой линии, каждого штриха, выразительностью образа. В природе для Шишкина нет крупного или мелкого, важного или незначительного, простого или сложного – вся его работа наполнена естественной гармонией и красотой.
Офорт «Муравейник» (1885). Бумага
Офорты Шишкина на шёлке являются уникальными образцами русской графики. Если оттисков на бумаге известны десятки экземпляров, то офорты на шёлке выполнялись непосредственно художником для личного собрания Пальчикова, возможно, в единственном экземпляре.
Титульный лист альбома «60 офортов И. И. Шишкина. 1870-1892»
1894 г. вышел 4-й альбом «60 офортов И. И. Шишкина. 1870-1892». На его создание Шишкина вдохновил успех выставки его живописных этюдов. Идея подвести итог всему, что было сделано им в офорте, легла в основу этой серии. С этой целью художник собрал и доработал имевшиеся у него доски: прошёл большинство из них офортной иглой и дополнительным травлением, некоторые переделал композиционно. В альбом вошли наиболее интересные работы за период с 1870 по 1892 гг., а также 19 абсолютно новых. Издатель выкупил у художника офортные доски в полную собственность, чтобы повысить ценность издания.
Ценность определяется количеством сделанных оттисков. Меньше - уникальнее гравюра. Каждый художник прописывал, сколько оттисков сделано, и отмечал на листе, какой это офорт по счёту. Чаще всего, офортная доска через время уничтожалась.
Автопортрет (1886). Лист из альбома «60 офортов И. И. Шишкина. 1870-1892»
Офорт «Муравейник» (1885) тоже вошёл в этот альбом. Также существует «Муравейник» 1892-го года, выполненный на шёлке. К сожалению, нам не удалось найти о нём дополнительной информации. Судьба папок офортов Шишкина, благополучно бытовавших в мире кабинетной культуры 19 в., в последующее неспокойное время сложилась печально. Подавляющее большинство папок и альбомов было разобрано и распродано в виде отдельных листов. Найти сегодня такую в полном комплекте, в издательской папке - редкость.
Офорт «Муравейник» (1892). Шёлк
Фильм «Шишкинские места близ Елабуги»: https://rutube.ru/video/6b79b88f0da19963221be77d6fa023e0/
|