В прошлом году, перед самым началом сезона изготовил себе насадку на макрообъектив для создания фигурного боке (способ изготовления подсмотрел в интернете не помню где), с тем чтобы поэкспериментировать с контровым и бликующим светом в макро. Материалы - чёрная пластиковая папка, скотч, черная изолента, инструменты - канцелярский нож и мои кривые руки:
Потренировался на кошках ёлочной гирлянде и глиняной свистульке - вроде получается, хотя по-настоящему интересного рисунка добиться сложно, приходится долго подбирать нужное расстояние от модели до фона:
В итоге мне показался наиболее удачным снимок, снятый вообще без "диафрагмы", просто с насадкой. Благодаря моим кривым рукам, окошко в насадке получилось не идеально прямоугольной формы, поэтому форма бликов оказалась довольно интересной:
Разумеется, все эти фигурные диафрагмы - чистое баловство, но на некоторых макросюжетах (капельки росы в контровом свете, другие сюжеты с водой и многочисленными бликами) они могут дать красивый художественный эффект. Жаль, что до практики руки так и не дошли - за весь сезон я так и не удосужился попробовать насадку в "поле". В ходе эспериментов обнаружились многочисленные тонкости, о которых я раньше не знал: - фигурки в "диафрагмах" должны быть вырезаны очень аккуратно, любые заусенцы и неровности хорошо видны на бликах; - матрица фотоаппарата должна быть чистой, вся грязь и пыль также хорошо видна внутри бликов; - вырезанные мною фигурки оказались слишком малы в "диаметре" - из-за этого трудно добиться хорошего размытия ("избыточная" глубина резкости, приходится долго подбирать расстояние между объектом съёмки и фоном), трудно наводиться на резкость (в видоискателе темно, приходится фокусироваться с открытой насадкой, а затем вставлять диафрагму). Лучше вырезать отверстия в 1,5-2 раза "шире"; - не следует увлекаться сложными фигурами, гораздо красивее смотрятся простые формы (я бы сейчас поигрался с простым овалом, прямоугольником или треугольником с закруглёнными углами - должно получиться хорошо и не так кичёво, как звёздочки или сердечки:)). Может быть в этом сезоне получится потестить насадку на природных сюжетах...
Классно, я сталкивался тоже с такими статьями. Для аналогичных эффектов можно защитный фильтр вазелином замазывать, можно стразы клеить на фильтр и дыроколом вырезать шаблоны из картона или чёрного пластика ) много что можно попробовать и изголяться. А ещё есть пинхол ) или самому сделать дурку в крышке байонета.. фотография дарит простор для экспериментов.
Я впервые об этом подумал, когда увидел бубликовое боке у зеркально-линзовых объективов на воде) там бубликов 1000 или 2000 было )
Мазать защитный фильтр вазелином (или просто жЫрным пальцем - для этого достаточно провести за ухом) пробовал. Минусов много - кривые "звездочки", да и фильтр потом замучаешься оттирать. Мне гораздо более нравится стар-фильтр "бендеровского" типа. Вот пример:
Обычное чайное ситечко конечно интересный варант. А на сколько сильно теряет в качестве рисунок? Я читал ранее, что стар-фильтр можно сделать самому по типу дифракционной решётки - много пересекающихся линий, желательно 2 группы параллельных, нацарапать "гвоздем".
Про вазелин - его используют чаще всего для софт эффекта (soft-focus), как и чулки любимой женшины XDD, натянутые на бленду. И даже не вазелин - он не отмывается, а глицерин (в горячей воде легко отмыть с мылом). Положил монетку на фильтр, а всё остальное вокруг кисточкой с глицерином замазал, эксцентрически, увеличивая плотность.
Ситечко обладает некоторым софт-эффектом. Пример фотки - выше. Весьма неплохо получаются блики на воде. А вместо того, чтобы портить "гвоздем" фильтр, лучше купить специальный. Тем более он и пригождается в считаных случаях. Чулки - пробовал. Неудобно. И мне и женщине. А мыть каждый раз фильтр в горячей воде...